Старорусский свадебный наряд

Старорусский свадебный наряд — сегодня это актуально. Для девушек свадьба и замужество всегда были важнейшими знаковыми этапами в жизни. Этих событий ждут и готовятся к ним с особым трепетным волнением. Это характерно для современности, и так оно и было во времена наших далеких предков.

В древней Руси свадьба, и все связанные с нею действия, подчинялись строгой обрядности. Патриархальный жизненный уклад, когда без разрешения старших и их благословления нельзя было предпринять ни одного начинания, диктовал свои правила и в отношении свадьбы. Свадьбу в старину именно играли. Это была объемная постановка, где у каждого участника была своя собственная роль, которой он должен был точно следовать. Ну и, конечно же, какие могут быть свадебные игрища без соответствующих костюмов?

Наряд невесты в старину

Наряд невесты занимал особое место по своей значимости. За все 3 свадебных дня молодая должна была сменить минимум три наряда – подвенечный в темных строгих тонах, платье для первого дня свадебного пира — самое красивое и богатое, и наряд для второго дня, когда невеста представала в образе молодой жены. Причем, наряды эти, как и все приданое для будущей семейной жизни, включающее полотенца, (которые называли утирками, рушниками), шторы в дом жениха, постельные принадлежности, подарки для его родни (рубахи, портки), должны были быть сшитыми руками невесты. Подготовкой приданого, которая занимала несколько лет, девушки на выданье занимались задолго до замужества – с самого детства. Это был способ продемонстрировать свое мастерство рукодельницы и вложить в каждый стежок надежду на счастье, любовь и достаток.

Виды свадебных нарядов – от траура к поневе

Темный венчальный старорусский свадебный  наряд, который символизировал прощание невесты с девичьей жизнью, состоял из длинной рубахи, сшитой из цельного полотна, и сарафана, надеваемого поверх нее, а также многочисленных нижних юбок, придававших фигуре пышность. Рубаха, которая называлась исцеленница или калинка, в некоторых областях шилась с рукавами длиной 130 см. Делалось это для того, чтобы во время венчания невеста даже случайно не коснулась рукой жениха. Рукава эти назывались плакательными, так как невесте полагалось лить слезы, прощаясь с отчим домом и своей прежней вольной жизнью.

После венчания на свадебном торжестве с застольем невеста представала в роскошном красном сарафане, отделка которого зависела лишь от материальных возможностей семьи девушки. Зажиточные невесты щеголяли в сарафанах из парчи, расшитыми золотыми, серебряными нитками, канителью, бисером, весом иногда превышавшие 15 кг. Так как большинство свадеб справлялось в зимний мясоед, то есть приходилось на холодные месяца, поверх сарафана накидывали шубы, душегрейки подбитые мехом и имеющие богатую отделку.

На третий день пира гости угощались пирогами, испеченными молодой женой, одетой в белую полотняную кофту с пышными рукавами, богато орнаментированными вышивкой, и темную «поневу» — юбку замужних женщин, с яркими узорами по подолу. Обязательным атрибутом был тканый поясок с кистями, на который навешивался карман «лакомник», в который клались сладости и монетки. Такие же «лакомники» невеста дарила и родственникам своего жениха.

В качестве головных уборов использовались различных форм кокошники, сороки, повойники, барушки, платки, не уступавшие по декорированию основному наряду. В некоторых областях туфли невесте дарил или жених, (известен даже специальный обряд одевания туфель невесте «одевальным мальчиком» — молодым пареньком из родни невесты), либо обувь заимствовалась у ее подруг.

Все свадебные наряды в старину одевались только в строго предназначенные для этого дни. В идеале они должны были быть новыми, и впоследствии играли роль оберегов новой семьи от всяческих бед.

Инна Шаткина

Оставить комментарий

Наверх